Госдума на пленарном заседании приняла во втором чтении правительственный законопроект «Об образовании».
Документ устанавливает общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования. Он предусматривает госгарантии реализации права на образование, закрепляет права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями.
Законопроектом признается равенство и конкуренция субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей), регламентируется правовое положение индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.
Обеспечивается равный доступ образовательных организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм, предоставляющих качественные услуги, к соответствующей инфраструктуре, государственному и муниципальному финансированию образовательной деятельности.
Предлагается модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Среднее профобразование будет включать в себя два уровня программ: подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и подготовка специалистов среднего звена.
Расширяется круг субъектов, имеющих право осуществлять образовательную деятельность: научные и иные организации, в том числе коммерческие.
Закрепляются такие уровни общего образования как дошкольное; начальное общее; основное общее; среднее общее; уровни профессионального образования – среднее профобразование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование-подготовка кадров высшей квалификации. Дополнительное образование включает допобразование детей и взрослых и дополнительно профобразование.
Законопроект также предусматривает, что граждане РФ имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов РФ.
Согласно документу, принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения его жителей.
Устанавливается, что в РФ образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их – в форме семейного образования и самообразования.
Согласно документу, МГУ им. Ломоносова и СПбГУ являются ведущими классическими университетами, особенности их правового статуса определяются специальными федеральными законами. Эти вузы вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно стандарты по всем уровням высшего образования, а лицам, прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдавать документы об образовании и о квалификации, образцы которых устанавливают самостоятельно.
Устанавливаются виды государственных стипендий: академическая, социальная стипендии студентам; стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам; а также стипендии Президента, Правительства РФ, именные стипендии; стипендии слушателям подготовительных отделений в случаях предусмотренных законом и др.
Предусматривается снижение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, размера платы или вообще невзимание за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для отдельных категорий обучающихся.
Педагогическим работникам предоставляется право на дополнительное профобразование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Аттестация педагогов для подтверждения соответствия проводится один раз в пять лет.
Устанавливается, что сельские педагоги имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Предусматривается, что зарплата педагогов муниципальных образований, субъектов РФ не может быть ниже уровня, соответствующего средней зарплате в регионе, на территории которого расположена образовательная организация.