Без сомнений, именно от родителей зависит, какими вырастут их дети: уверенными в себе, уравновешенными, взрослыми людьми, или будут вынуждены бороться с комплексами, полученными в детстве. Гармоничное общение – одна их важнейших составляющих развития личности ребенка, и практические рекомендации по этой теме продолжает давать педагог-психолог детского сада №158 города Тюмени Елена Батищева.
Помните, что чем старше становится ребенок, тем больше вещей он может сделать самостоятельно, поощряйте это желание, не бойтесь начинать давать ему какие-либо поручения, сделать его ответственным за какое-то дело, это даст ребенку чувство собственной значимости.
После кризиса трех лет идет кризис семи лет, он связан с поступлением ребенка в школу, вхождением в новую социальную среду, страхами перед новой обстановкой, коллективом, учебными задачами. Как правило, если общение с ребенком до этого периода протекало в позитивном эмоциональном ключе, родители не подавляли самостоятельность ребенка, а наоборот, поощряли ее, если дома, в семье, была спокойная обстановка, то этот кризис проходит безболезненно.
Если же в воспитании ребенка присутствовала гиперопека или наоборот, ее полное отсутствие, дома была тревожная обстановка, мальчик или девочка не овладели необходимыми коммуникативными навыками, а родители были непоследовательны в своих требованиях и не достаточно внимания уделяли подготовке к школе, то у ребенка возникают трудности в виде нежелания посещать школу, страхов, тревожности и впоследствии неврозов. Чем можно помочь ему в этот период?
Поскольку одной из основных проблем может быть повышенное чувство тревожности, то действия родителей должны быть направлены на гармонизацию его психо-эмоционального состояния. Помочь в этом могут следующие рекомендации:
1. Повышенная тревожность родителей, как правило, передается детям, поэтому старайтесь быть спокойными и уравновешенными сами, и тогда ваша уверенность будет передаваться ребенку.
2. Проигрывайте, прорисовывайте с дочерью или сыном все беспокоящие их ситуации. Например, если ребенок боится нового коллектива, то ситуацию знакомства можно проиграть с помощью перчаточных кукол, любимых игрушек и так далее. Если ребенка беспокоят сами учебные задачи, вы можете сочинить для него (или найти готовую) дидактическую сказку, где буквы и цифры выступают в роли приветливых и дружелюбных сказочных персонажей, предлагающих отправиться с ними в удивительную страну знаний.
3. Если ребенок переживает из-за возможных неудач в школе, постарайтесь создавать ситуации успеха, где он сможет проявить себя.
4. Отмечайте сильные стороны ребенка, не скупитесь на похвалу.
5. Несмотря на то, что ребенок стал старше, он по-прежнему нуждается в теплом эмоциональном общении с родителями, почаще обнимайте его, гладьте или просто берите за руку, старайтесь вложить в свое прикосновение и вашу любовь и уверенность в силах ребенка.
После кризиса семи лет идет кризис подросткового возраста, но о нем мы более подробно поговорим в другой статье.
Таким образом, секрет успеха в общении с ребенком заключается в готовности родителей встать на его место, попытаться посмотреть на ситуацию глазами своего чада, а также в умении быть гибкими и эмоционально открытыми.