Медиакарта
12:57 | 25 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Шансов поступить на «бюджет» в 2013 году больше

Шансов поступить на «бюджет»  в 2013 году больше
11:33 | 04 июля 2013
Источник: Тюменский край

Вопрос образования никогда не терял своей актуальности. Но во «вступительную» пору он становится особенно острым. О том, что в ближайшее время изменится в вузах, какие специальности будут более востребованными и о многом другом рассуждали первый вице-спикер областной Думы, координатор проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Модернизация образования» Андрей Артюхов и ректор ТюмГУ Валерий Фальков. Модератором разговора выступил ведущий программы «Объективно» Андрей Жилин.

– Расскажите о том, что нового ждет абитуриентов, поступающих в этом году в ТюмГУ. Валерий Фальков: В ТюмГУ открыли два специалитета («Биоинженерия и биоинформатика» и «Экономическая безопасность») и несколько новых профилей в рамках педагогического образования. За счет федерального бюджета смогут учиться 1210 первокурсников. Университет в этом году будет принимать на 44 направления подготовки бакалавров, 5 специальностей и 25 направлений магистратуры, в рамках которых реализуется 54 магистерских программы.

На направление подготовки «Педагогическое образование» выпускники идут не очень охотно, мы решили поддержать 40 студентов-первокурсников и платить им дополнительно к государственной стипендии еще 5000 рублей в месяц. При одном условии: у абитуриента по результатам ЕГЭ в сумме должно быть не менее 210 баллов. Мы собираемся стимулировать будущих педагогов, и это сознательная стратегия вуза.

– Сейчас в России наблюдается тенденция: уменьшение бюджетных мест на гуманитарные специальности и, наоборот, увеличение на инженерные и естественно-научные специальности.

Андрей Артюхов: Эта тенденция – требование времени. Нужно вспомнить советский и более ранние периоды, когда инженерной подготовке в вузах был отдан приоритет. В 90-е годы вузам сказали «живите, как хотите», и они стали пытаться выживать. Многие из них смекнули, что красивое название и правильный пиар делают свое дело. В итоге – перепроизводство выпускников по невостребованным экономикой специальностям, острый дефицит инженерных кадров. Очевидно, нужны и гуманитарные специальности – вопрос о соотношении, о пропорциях, исходя из потребностей реальной жизни.

– Признаки, по которым оценят качество работы университета: средний балл по ЕГЭ первокурсников – 60 баллов, доля студентов-иностранцев не менее 1%  , общая площадь помещений на одного студента 11 кв. м, доля выпускников очного отделения, не состоящих на учете в службе занятости для содействия в трудоустройстве в первый год после получения диплома, – не ниже среднего показателя среди выпускников всех вузов той же специальности и другие. Вы согласны со всеми этими показателями? Валерий Фальков: Я бы сказал, что и эти в том числе. Это те показатели, которые легко можно измерить, при этом все вузы с ними согласны. У ТюмГУ средний балл по ЕГЭ – 69,7. Критерий о том, что общая площадь помещений на одного студента – 11 квадратов, кажется достаточно спорным. Но давайте посмотрим: когда в вузе какого-нибудь города обучаются 15 тысяч человек, а снимают помещение в 1000 квадратных метров, то возникает вопрос: как студенты ходят на занятия, ведь здание не может вместить всех? Не может быть нормального вуза без кампуса в широком понимании этого слова, без нужной материально-технической базы – хорошо оборудованной лаборатории, аудиторий и так далее.

Андрей Артюхов: Критерии эти вполне разумные, хотя не исчерпывающие. Когда в свое время я работал директором филиала ТюмГНГУ в Новом Уренгое, меня удивляло, как вели себя некоторые московские вузы в городе. В 90-е я старался оснастить лаборатории современным учебным оборудованием. А московские вузы арендовали один класс в какой-нибудь средней школе и все понимали, что это не учеба, а халтура. Если бы критерий о квадратных метрах на одного студента существовал тогда, то не было бы такого бардака.

– Как вы относитесь к тому, чтобы бюджетников отправлять потом по распределению работать по специальности?

Валерий Фальков: Во всем мире качественное образование очень дорогое. Государство у нас часто любят критиковать, не разбираясь в сути. А суть в чем: если посмотреть, сколько было бюджетных мест в СССР в расчете на количество выпускников и сколько в 2013 году, то оказывается, что в 2013 году конституционное право наших граждан на образование более гарантировано, чем в советское время. И количество бюджетных мест сохраняется на протяжении 10 лет, хотя количество выпускников сокращается. Соответственно, шансов поступить в 2013 году гораздо больше, чем, например, в 1995. И, вполне естественно, что государство в любой стране платит только за то, что ему нужно. Если бизнесу нужны кадры – пусть платит бизнес. Это к вопросу о том, что надо ли отрабатывать. Я считаю, что надо. В зависимости от специальности и направления – я бы отказался от тотального распределения.

– Андрей Викторович, работая в Совете Федерации, вы продвигали закон о распределении после вузов? Андрей Артюхов: В 2005 году я внес проект федерального закона об этом. Смысл был такой: государство вправе принимать решение о направлении ребят на работу на 2-3 года, тех, кто обучается на бюджетных местах. Причем в моей пояснительной записке к законопроекту отмечается, что такое решение должно приниматься не в обязательном порядке, а в случае необходимости, когда есть острая нехватка специалистов. И прежде всего, это должно было коснуться оборонной промышленности и ряда дефицитных специальностей социальной сферы. Совет Федерации принял это единогласно, комитет по науке и образованию Госдумы также единогласно проголосовал за него. Совет Госдумы включил его в повестку заседания. Но за два дня до пленарного заседания меня вызывают в правительство РФ и говорят, что требуется доработка. Замминистра образования и науки посчитал этот закон «нелиберальным». Я приводил в пояснительной записке следующие данные: 80% выпускников сельскохозяйственных и других вузов не идут работать по специальности. Меня радует, что недавно Дмитрий Медведев озвучил, что проблема есть, и «бюджетники» должны там, где надо, не везде, 2-3 года, отработать. «Договорников» это вообще не касается. Очевидно, этот законопроект не потерял своей актуальности до сих пор.

– В советское время мы привыкли, что серьезной наукой занимаются в основном в научно-исследовательских институтах, откуда и родом многие наши ученые. Сейчас же акцент смещается в вузы. Как вы оцениваете перспективу вуза как научного центра?

Валерий Фальков: Я оцениваю положительно. Очень много для того, чтобы наука была в вузах, делает наше государство. Очень много наработок, идей. И основная сложность, с которой мы столкнулись, мало иметь идею, нужно суметь ее коммерциализовать. Это, например, получилось у компании «Тюменский бройлер», руководитель которого Оксана Величко, и научно-производственного объединения «Тюменькриобанк». Они подписали соглашение о поставке необходимого сырья – куриного яйца – для изготовления ранозаживляющего средства «Цельгель». Важно довести идею до конечного воплощения.

Андрей Артюхов: Наукой можно заниматься и в научно-исследовательских институтах, и в университетах. При наличии научной школы, на создание которой уходят многие годы, и современного лабораторного оборудования. Но важно не только создать новый научный продукт или технологию, но и довести ее до потребителя. Здесь необходима помощь многим ученым. Эту задачу в регионе помогает решить технопарк, есть система поддержки со стороны правительства. Наш город – студенческий, и органы власти должны двигаться вместе с университетами, чтобы улучшить условия для тюменской науки, чтобы сделать Тюмень крупным научным и учебным центром страны.

Автор: Интервью записала Виктория Герасимюк