В последнее время идет тенденция к увеличению нервных расстройств у детей дошкольного возраста. Перечень этих расстройств очень разнообразен. В этой статье мы остановимся лишь на одном из них – избирательном, или как его еще называют иначе, элективном мутизме.
Mutus (по лат. – молчание) – это временное исчезновение речи под влиянием неблагоприятных психологических воздействий. Но поскольку мы говорим об элективном мутизме, то речь у ребенка не отсутствует полностью, как в некоторых случаях грубых патологий психического или речевого недоразвития, нарушения, а отсутствует лишь в некоторых социальных ситуациях.
Ребенка с элективным мутизмом, как правило, принимают за сверхзастенчивого и очень робкого, такие дети напрочь отказываются общаться с одной группой людей, например, со всеми взрослыми, причем это могут быть и те взрослые, кого ребенок не раз видел: знакомые, друзья семьи или врачи из поликлиники, продавцы. Также в группу людей, обделенных общением «молчуна», могут входить и дети, как правило, это большая часть его группы в детском саду. Причем, в отличие от стеснительного ребенка, который начинает общаться, когда проходит первое смущение, такие дети не вступают в контакт даже после частых встреч со взрослыми и детьми.
Круг общения детей с элективным мутизмом крайне узок и часто ограничивается только членами его семьи и близкими родственниками, что, конечно же, доставляет массу огорчений и неудобств его родителям, ведь они оказываются буквально привязаны к своему ребенку, вынуждены поневоле выполнять роль посредника между ним и окружающим миром. Поскольку такого ребенка принимают за очень застенчивого и робкого, его начинают всячески опекать от «лишних», как кажется его близким, волнений, проговаривают за него все его желания и просьбы, добровольно становятся его «переводчиком», или же наоборот, раздражаясь на его болезненную молчаливость, начинают давить, сыпать упреками и угрозами и даже наказывать. Обычно ни первая, ни вторая тактика поведения родителей желаемого результата не приносят, и ребенок по-прежнему отказывается говорить с людьми даже в ущерб себе самому. Поэтому здесь важно знать, что избирательный мутизм – это сложная форма невроза, а вовсе не каприз, и отнестись к этому нарушению нужно со всей серьезностью.
Когда к психологу попадает на прием такой «молчун», то первое, что делает специалист, это собирает о нем полную информацию, сопоставляет и суммирует все симптомы, проводит психологическую диагностику. Симптомы, позволяющие разграничить застенчивость и мутизм, а также различные виды отклонений в эмоциональном, психическом и речевом развитии следующие:
-
У ребенка с мутизмом нормальный (на уровне возрастной нормы) уровень понимания речи. При этом активная речь развита достаточно для своего возраста.
-
Психическое развитие ребенка соответствует его возрасту.
-
Продолжительность отказа от речи с одной или более социальной группой людей составляет больше 4 недель.
Как правило, вне дома такие дети общаются с помощью жестов, «кивков» или односложных ответов, междометий «угу, ага» и так далее, и в отличие от застенчивых детей даже при сильном желании не вступают в контакт с окружающими. Отсюда и замкнутый круг проблем, ребенок стремится к общению, и, как правило, имеет высокий уровень развития, часто даже хочет занимать лидирующую позицию в коллективе, но в силу своего болезненного упрямства, высокой критичности по отношению к себе, из-за травмирующей ситуации (как правило, в раннем детстве) или переживаний, гиперопеки матери, неблагоприятного психологического климата в семье не может осуществить свое желание. Отсюда и состояние невроза – высокого нервного напряжения неблагоприятно сказывающегося на всем психическом развитии ребенка.