В наше время значительно увеличилось количество детей с нарушениями аутистического спектра (РАС). Дети с аутизмом, кто они?
Родители аутичных детей описывают их так: «Он живет в своем мире сам по себе, ни с кем не общается, ничего не говорит. Ему интересны цифры и буквы, при этом все равно, кто с ним рядом».
Как общаться с таким ребенком? Где его обучать? Как помочь адаптироваться к школьным условиям? Найти ответы на эти вопросы собрались педагоги тюменских школ и родители детей с РАС на семинаре «Ребенок с аутистическими чертами в начальной школе. Совместная забота», который прошел 26 и 27 сентября на базе школы №82 при поддержке депутата Тюменской областной Думы, заместителя руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Сергея Романова. Организаторами семинара выступили специалисты Психолого-медико-педагогической комиссии и благотворительная организация «Открой мне мир». В семинаре также приняла участие Ольга Калиниченко, клинический психолог ГБУЗ ТО «ОКПБ».
В ходе семинара-практикума учителя, психологи, логопеды, дефектологи, а также родители попытались найти оптимальные пути взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родитель». В мероприятии приняли участие 45 человек. Все они по окончанию семинара получили сертификаты о прослушанном курсе, а также методические материалы.
«Мы очень рады, что в семинаре наряду с педагогами участвовали и родители особых детей. Работа с аутичным ребенком – это трудоемкий процесс, в котором ведущую роль занимает родитель», – отметила Гульшат Кувандикова, заведующая Психолого-медико-педагогической комиссией.
Отметим, что в мире 1 из 88 детей сегодня – аутист. Если распознать болезнь до 1,5 лет и начать ежедневные занятия с ребенком, то процент инвалидности можно снизить до 70%. То есть у ребенка появится реальный шанс на обычную (насколько это возможно), самостоятельную жизнь. Он сможет чувствовать себя полноценным членом общества, сможет посещать обычную школу, а в будущем и работать как все. Но для этого, конечно, необходимо подготовить специалистов, способных обучать не только обычных детей, но и аутистов. Потому прошедший семинар имеет большое значение для всех, кто так или иначе столкнулся с данным заболеванием.
«Любой вопрос важно решать свое-временно и оперативно, особенно если это касается будущего наших детей. Образование детей с нарушениями аутистического спектра важно так же, как и здоровых ребят. Поэтому семинар, который проходит уже во второй раз, имеет большое значение. Квалифицированные педагоги, умеющие работать с различными детьми – актуальная задача», – считает Сергей Романов.
Немаловажным вопросом сейчаса является и подготовка специалистов, способных распознать заболевание у детей в раннем возрасте. Как правило, говорит директор благотворительной организации «Открой мне мир» Маргарита Суворова, болезнь признают уже в 5, а иногда и в 7 лет, когда ребенка надо отправлять в школу, а он с трудом говорит.
Областной парламентарий выразил надежду, что благодаря подобным семинарам, проводимым благотворительной организацией, в Тюмени появятся не только педагоги, умеющие работать с детьми-аутистами, но и специалисты, которые смогут выявлять заболевание на ранних стадиях.