Одной из форм непосредственной демократии в современной России является участие населения в управлении делами государства, а именно возможность направления гражданами обращений в органы государственной власти и местного самоуправления.
Граждане РФ вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и к их должностным лицам (далее государственные органы).
Кроме того, граждане вправе обращаться к президенту РФ как к главе государства и в администрацию президента РФ. Такие обращения рассматривает соответствующее Управление в составе администрации президента РФ, являющейся государственным органом, обеспечивающим деятельность президента РФ.
Аналогичными правами за некоторыми исключениями в РФ обладают иностранные граждане и лица без гражданства.
Виды обращений:
Обращение может быть подано в устной, письменной форме, а также в форме электронного документа. В последних двух формах различают такие виды обращений, как предложение, заявление и жалоба.
Предложение – рекомендация по совершенствованию законов, деятельности государственных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод гражданина, либо сообщение о нарушении законов, недостатках в работе государственных органов.
Жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов гражданина.
В письменном обращении или обращении в форме электронного документа необходимо указать:
1. наименование органа, в который направляется обращение, либо ФИО или должность лица, к которому оно направлено;
2. фамилию, имя и отчество обратившегося;
3. почтовый адрес, по которому направляется ответ (в электронном обращении указывается адрес электронной почты);
4. суть предложения, заявления или жалобы.
В обращении указывается дата и проставляется личная подпись обратившегося.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прикладываются документы и материалы. К обращению в форме электронного документа могут быть приложены необходимые документы и материалы в электронной форме либо можно направить их в письменной форме.
Как правило, письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган. Если к их компетенции не относится решение вопросов, поставленных в обращении, оно в течение семи дней со дня регистрации направляется компетентному органу или должностному лицу с уведомлением обратившегося лица о переадресации обращения.
Рассмотрение обращений:
Любое обращение, поступившее в государственный орган подлежит обязательному рассмотрению.
По закону, письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом обратившегося лица.
Государственный орган дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением следующих случаев:
1) если обращение касается обжалования судебного решения, то оно возвращается гражданину в течение семи дней со дня регистрации с разъяснением порядка обжалования судебного решения;
2) если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, то возможно оставление обращения без ответа по существу и сообщение гражданину о недопустимости злоупотребления правом;
3) если текст письменного обращения не поддается прочтению, то в течение семи дней со дня его регистрации об этом сообщается гражданину при условии, что его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
4) если в обращении содержится вопрос, на который гражданину неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, адресаты таких обращений совпадают и в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, то в отношении такого обращения может быть принято решение о его безосновательности и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу;
5) если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то гражданину сообщается о невозможности предоставления в связи с этим ответа.
Если причины, по которым не мог быть дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение.
В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (анонимное обращение), ответ на обращение не дается. Однако если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в соответствующий государственный орган.
Кроме того, можно обратиться в органы прокуратуры, где разрешаются обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в органы прокуратуры и разрешаются, как правило, в течение 30 дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в течение 15 дней.
Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, либо не представляется возможным понять существо вопроса, в течение семи дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости – с разъяснением, куда для этого следует обратиться.