Госдума приняла в первом чтении законопроект об общих принципах организации местного самоуправления.
Предполагается до 2028 года перераспределить полномочия с поселенческого уровня на региональный и укрепить финансовую основу деятельности органов МСУ. Губернаторы смогут не только участвовать в назначении, но и отстранять от должности глав муниципалитетов в связи с утратой доверия.
Депутат Государственной думы, заместитель руководителя фракции «Единой России» в федеральном парламенте Иван Квитка ответил на наши вопросы и пояснил особенности предлагаемой системы единой публичной власти.
– Иван Иванович, для чего необходим новый закон о местной власти? Есть федеральный закон №131, по которому создана многоуровневая система организации местного самоуправления, и все по этому закону работают. Что не так?
– Закон, о котором вы говорите, был принят почти 20 лет назад. Многое с тех пор изменилось. Возникли новые условия жизни, новые общегосударственные задачи, возросли требования населения к власти, в том числе местной. Новый законопроект предусматривает упрощение системы местного самоуправления для повышения эффективности работы всех органов власти. Тема активно обсуждалась в регионах. Была проведена большая работа по подготовке законопроекта. Свои позиции по этому вопросу представили экспертные сообщества, граждане и политические партии. Благодаря открытому диалогу найден баланс, и, в первую очередь, учтены интересы людей.
– Судя по пояснительной записке к законопроекту, он также направлен на совершенствование межбюджетных отношений. Поясните, пожалуйста, этот момент.
– Недостаточное финансирование бюджетов поселенческого уровня является одним из актуальных вопросов, связанных с существующей системой организации органов местного самоуправления. У людей есть определенные требования к местной власти: качественная уборка снега зимой, вывоз мусора, ремонт и строительство дорог, благоустройство общественных территорий. И это правильно. На решение этих вопросов требуются определенные средства. На сегодняшний день в Тюменской области 299 муниципальных образований, в том числе шесть городских округов, 20 муниципальных районов, 273 сельских поселения. Финансовое состояние у всех разное, не все могут обеспечить себя с помощью собственной налоговой базы. Это не позволяет сельским территориям выполнять возложенные на них полномочия без дополнительной финансовой помощи. Кроме того, большая часть местных бюджетов идет на содержание руководящего аппарата сельских поселений. Эти средства могут быть направлены на другие цели, на решение общественно значимых местных вопросов, обеспечение комфортной жизни людей.
– Иван Иванович, таким образом, законопроект устраняет излишние административные механизмы, при которых неэффективно расходуются бюджетные деньги и возникают сложности при решении актуальных вопросов жителей?
– Да, все верно. Кроме того, будет проще связать полномочия районов, бюджетную политику с задачами, которые возложены в целом на субъект. Как вы знаете, сейчас у нас есть определенные цели по реализации национальных приоритетов и послания президента России. Основная ответственность за их исполнение лежит на губернаторе области, абсолютно логично, что и контролирующие полномочия будут находиться у него. В законопроекте прописано, что глава субъекта Российской Федерации может отстранять от должности глав муниципалитетов в связи с систематическим неисполнением целевых показателей и утратой доверия.
– Иван Иванович, бывает, что сельским территориям для решения задач не хватает не только денег, но и специалистов.
– На уровне сельских поселений испытывается огромный кадровый голод. Сложно найти специалистов в местные администрации, руководители часто меняются, не все готовы брать на себя ответственность. В 2014 году Степан Киричук при работе над федеральным законом №131 в комитете по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совета Федерации обозначил необходимость полномерной кадровой политики в муниципалитетах. Тюменская область в этом вопросе одна из лучших. Более того, в нашем регионе процесс укрупнения муниципальных образований начался еще в 2015 году. Наверняка помните объединение сельских поселений Голышмановского муниципального района в 2018 году, в результате был образован Голышмановский городской округ. Спустя время с уверенностью можно сказать, что эта мера доказала свою эффективность.
– Значит, для нашего региона это не новшество…
– Эти условия обусловлены жизнью. Законопроект своевременный. Он необходим для качественного выполнения общегосударственных задач, которые отвечают на запросы граждан. Основная часть положений законопроекта вступит в силу с 1 января 2023 года. При этом переход к одноуровневой организации местного самоуправления будет осуществляться до 2028 года.