Медиакарта
13:05 | 25 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Спасая жизни людей

Спасая жизни людей
11:43 | 20 января 2011
Источник: Тюменский край

Каждый день они спасают десятки человеческих жизней, рискуя порой собственными. Однако об их работе тюменцы знают мало и, если повезет, только понаслышке. О том, что такое скорая медицинская помощь и каково ее предназначение, рассказала главный врач ММЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Лидия Остроумова.

– Лидия Александровна, для многих читателей понятие «скорая медицинская помощь» довольно туманно. Для чего нужна СМП, ее роль?

– Скорая медицинская помощь – это экстренная помощь, предназначенная для оказания помощи людям в экстремальной ситуации, когда жизни пациента угрожает опасность в данный, конкретный момент. Например, человек находится без сознания, внезапное возникновение судорог, удушье.

При этом мы также работаем как неотложная медицинская помощь, которая действует в ситуациях, когда не требуется безотлагательная медицинская помощь, например, повышение температуры. Оказываем мы неотложную помощь, когда не работают поликлиники, то есть после 20 часов.

Поэтому важно различать понятия скорой и неотложной помощи. Скорая медицинская помощь – это жизнеугрожающее состояние, а не медицинская помощь на дому.

– Как организована работа скорой медицинской помощи?

Все начинается со звонка. Очень важно, чтобы человек подробно и ясно ответил на все вопросы диспетчера, который действуют по специальному алгоритму приема звонка. В среднем, прием вызова длится 30-45 секунд. Более продолжительный вызов создает очередь на линии. Именно поэтому так важно оперативно и полно отвечать на вопросы диспетчера. Если все-таки все диспетчеры заняты, то срабатывает автоответчик, который по мере освобождения оператора переводит звонок на него.

Иногда мы слышим в наш адрес упреки, что невозможно дозвониться. Опровергнуть это достаточно легко. Каждый месяц станция проводит социологический опрос: методист обзванивает всех, кому была оказана скорая медицинская помощь, интересуется качеством предоставленных услуг и временем дозвона до диспетчера. Как правило, опрашивается 400 людей.

После приема вызова начинается сортировка вызовов. Никогда не узнаешь, сколько в день поступит звонков, поэтому перво- очередное для фельдшера по приему вызовов – выбрать наиболее подходящую бригаду. Затем вызов передается бригаде.

Это может происходить двумя путями: если бригада на подстанции (всего в Тюмени 5 подстанций, в Тюменском районе – 4) – через диспетчера подстанции; если на линии (в городе или Тюменском районе) – по рации. Далее бригада выезжает на место.

Важно отметить, что все действия бригад строго контролируются по времени. Время передачи вызова, время приезда на место, период оказания скорой помощи – все фиксируется как в бумажной карточке, так и в электронной. Каждый шаг бригады находится под контролем диспетчера. Также заложены интервалы проезда от места нахождения до пункта назначения. Поэтому если бригада попадает в пробку и понимает, что не успевает за необходимое время доехать до пациента, то она обязательно сообщает об этом диспетчеру, который сразу же начинает искать новую бригаду.

Немаловажно: каждая машина имеет систему навигации, благодаря которой всегда известно местонахождение бригады, маршрут и скорость ее движения. Таким образом, все действия работников скорой медицинской помощи строго контролируются с целью максимально оперативной помощи пострадавшим.

– Сколько бригад работает в смену? Связано ли их количество с числом звонков?

В среднесуточном выражении у нас работает 39 бригад. Что такое среднесуточное выражение? Это чистое время работы бригад на линии. В период с 12 дня до полуночи у нас работает 44 бригады, а на ночь остается, например, 33 бригады. Такой график связан с активностью жителей города и района, то есть с пиком приемов вызова. В целом наибольшее количество звонков поступает по окончанию рабочего дня, после 18 часов.

– Какое необходимо образование для работы в скорой медицинской помощи?

Половина бригад фельдшерские. У нас очень жестокая система повышения квалификации. Все врачи, фельдшеры, которые работают на линии, диспетчеры обязаны 24 часа в году учиться под роспись в дневнике индивидуальной подготовки. Если это молодой фельдшер, то мало того что за ним тотальный контроль, так он должен сдать две ступени фельдшерского минимума. То есть после медицинского колледжа, получения сертификата по данной специальности, сотрудник должен сдать еще и наш экзамен. Только после этого он может работать самостоятельно.

Вообще, своих врачей мы учим намного дольше, чем обычных. Как правило, фельдшерами к нам приходят студенты 4-5 курса, потом они идут в интернатуру на кафедру скорой медицинской помощи Тюменской медицинской академии, которая расположена на базе станции скорой помощи. Поэтому получается, что мы готовим наших врачей намного дольше.

Также каждый год все наши врачи и фельдшера сдают теоретические и практические зачеты. Не сдаешь – теряешь приличную часть зарплаты. Иначе нельзя. Мы должны доверять бригаде, знать, что в экстремальной ситуации она сделает все правильно и оперативно. Мы доверяем им жизни людей.

– Какими качества обладают все ваши сотрудники?

На станции скорой медицинской помощи работают люди, которые способны самостоятельно принимать решения, брать ответственность. Люди, чье призвание – спасать жизни.

Подготовила Елена Попишина