Говоря о развитии системы образования в регионе, мы не можем не вспомнить о Тюменском областном государственном институте развития регионального образования (ТОГИРРО), вся деятельность которого направлена на достижение высоких результатов как учителями, так и школьниками. О том, что такое ТОГИРРО, рассказала его ректор, Народный учитель РФ, член Регионального координационного совета ОНФ Ольга Ройтблат.
«Говоря о новой модели образования, одним из главных направлений которой является кадровый потенциал системы образования, невозможно останавливаться на достигнутом. Жизнь требует от нас не только соответствия современным условиям, но и работы на опережение. Этому принципу подчинена сегодня вся деятельность Тюменского областного государственного института развития регионального образования. В русле изменений, которые происходят в сфере образования, важнейшее значение имеет повышение учительского потенциала, повышение квалификации и профессионализма педагогов.
Сегодня, когда знания быстро устаревают, педагогу необходимо постоянно поддерживать уровень своей профессиональной компетентности! Важно не только то, что ты знаешь, а как быстро ты умеешь учиться. Причем обучение должно быть постоянным и непрерывным. Прочные функциональные значения – это всегда движение вперед, к прогрессу.
Наш институт не только дает педагогам достойное дополнение профессиональное образование, но и прогнозирует и даже определяет движение вперед всей системы образования Тюменской области, выстраивает ее инновационную траекторию, научно и методическим сопровождает все нововведения.
Эти изменения продиктованы самой жизнью и образовательная система должна гармонично вписываться в новую экономику. Она должна формировать и развивать качества и ценности, диктуемые современным миром, способность жить в условиях рыночных отношений, обязана учить толерантному мышлению и коммуникативности.
Эти важные моменты прописаны в концепции и в соответствии с потребностями региональной политики реализуются четыре направления деятельности в сфере образования: информационно-аналитическое, проектно-прогностическое, организационно-педагогическое и направление подготовки и переподготовки кадров. Все они помогают прогнозировать развитие системы, учитывать риски, разрабатывать меры по их преодолению, создавать гибкую, мобильную систему повышения квалификации педагогов и управленцев.
В ТОГИРРО была создана мобильная система повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в соответствии с общественным заказом, который был продиктован реформированием тюменского образования: переход на нормативно-подушевое финансирование, введение новой системы оплаты труда работников государственно-общественного управления образованием, знакомство с новой формой итоговой аттестации выпускников – ЕГЭ. Каждое из направлений сопровождалось рядом проблем, решение которых приходилось искать каждому конкретному педагогу в своей ежедневной практике. Для того, чтобы помочь современным учителям, в ТОГИРРО вводится блочно-модульная структура образовательной программы. Слушатели-педагоги могут свободно выбрать определенный модуль по интересующей теме (например, трудности ЕГЭ, агрессивность, толерантность, дисциплина в классе и т.д.) и овладеть им в удобное для себя время. Активно внедряются и дистанционные формы обучения. Наряду с традиционными курсами все большую популярность приобретает неформальное обучение – тренинги, короткие программы, краткосрочные курсы по равным модулям. Особое внимание ТОГИРРО уделяет также и повышению квалификации управленческих кадров.
С 2007 года Тюменская область оказалась наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, вне конкуренции по итогам проходившего в рамках нацпроекта первого конкурса субъектов РФ, комплексно реформирующих свою сис-
тему образования, получила право быть консультантом для 21 региона, который конкурсная комиссия отбирала для оказания государственной поддержки. Главным исполнителем этой программы стал ТОГИРРО. За год институт провел четыре межрегиональные научно-практические конференции, ряд стажировок и семинаров, в которых участвовали представители 25 регионов России, в том числе Бурятии и Якутии, Астраханской, Калининградской, Курганской, Омской, Свердловской областей, Краснодарского края, ХМАО и ЯНАО. Сотрудники региона также выезжали в другие регионы (Краснодарский край, Калининградскую область) – делились знаниями и сами учились у коллег. В 2008 году число регионов, обучивших своих специалистов в Тюмени, увеличилось до 33, а к 2009 году представители образовательных учреждений практически всех регионов РФ прошли обучение в Тюменской области (Тамбовской, Челябинской, Томской областей, Пермского края).
Работа области как региона-консультанта по проекту «Оранизационно-методическое сопровождение и методичес-
кая поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования (КПМО) с использованием опыта модернизации образования Тюменской области» имела высокую оценку руководителей образовательных учреждений, муниципальных образований – представителей практически всех регионов России. Институт успешно реализует проект по созданию мультимедийных пособий по проблемам модернизации образования.
Ключевым моментом в направлении в рамках президентской инициативы «Наша новая школа» является развитие кадрового потенциала школьного образования. Одной из действенных форм повышения квалификации учителей стали семинары творчески работающих педагогов по подготовке к конкурсу «Учитель года». Уже традиционной формой по повышению квалификации педагога стали педагогические марафоны, прошедшие в Тюменской области.
Институт совместно с Тюменским отделением Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» при поддержке регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» реализует проект «Школа современного руководителя». Целью проекта является освоение руководителями общеобразовательных учреждений новых практик и технологий управления, моделей принятия управленческих решений, формирования управленческих компетенций. Модернизация образования включает в себя и «модернизацию» менталитета учителя, в первую очередь, руководителя.
При поддержке правительства области была установлена система ВКС (видеоконференцсвязи), что позволило транслировать работу конференций и семинаров в реальном времени на удаленные территории и взаимодействовать с коллегами и специалистами образовательных учреждений.
Наш регион начал активный инновационный процесс, потому что уже при первых изменениях стало понятно: только так можно добиться ощутимых результатов. Это то, что позволяет двигаться вперед, сохраняя все хорошее, позитивное, традиционное, что себя уже зарекомендовало».