От обилия игрушек на полках магазинов порой захватывает дух даже у взрослого человека, а что говорить о детях. В таких условиях ценность того, что имеется, стремительно падает.
Дедушки и бабушки, мамы и папы современных малышей относились к своим вещам совершенно иначе. Что было тому причиной: более ограниченный выбор или иной стиль воспитания? Ответ на этот вопрос носит сугубо индивидуальный для каждого человека характер, но в той или иной степени в каждом случае можно отметить обе составляющие. Несмотря на количество вариантов проведения свободного времени и их доступности, необходимо учить кроху с самого раннего детства беречь и ценить все, что у него есть. Зачастую, даже наблюдая за детьми, посещающими наш детский сад, слышим подобную фразу: «Другое (или новое) купим!» Сломанный ли то карандаш, порванная ли футболка, разбитая ли игрушка – ответ один. Согласитесь, это не совсем правильное отношение к окружающему. Независимо от возможностей родителей в удовлетворении желаний ребенка ограничение должно быть. Не стоит закладывать схему «Будет новое» вместо «Беречь то, что есть». Всегда есть риск, что со сферы материального подобная установка сформируется и в морали уже выросшего человека.
Учите своих детей с самого раннего возраста беречь каждый предмет, каждую книгу и игрушку. Если вдруг что-то сломалось, не спешите относить в мусорную корзину. Постарайтесь отремонтировать, приклеить, зашить. Даже если результат не устроит, то так или иначе главное, что была предпринята попытка сохранить то, что уже имеется, а не беспрекословно менять на другое. Для поддержания желания бережного отношения к чему-либо в раннем и дошкольном детстве хорошо используется прием «одушевленности» всего неживого. Поскольку в этот период развития восприятие носит «сказочный» характер, и каждая пылинка наделяется способностью чувствовать, фразы типа «Книжке больно, когда разрывают ее листочки» подходят как нельзя кстати и действуют безотказно. К начальной школе вера в говорящие деревья и «чувствующие» книги ослабевает, зато повышается степень осознанности собственных действий. На место уловок приходят логические объяснения простыми и понятными словами, с установлением прямых связей причина – следствие. В любом возрасте полезно изучать пословицы и поговорки на эту тему. Помните о доступности содержания фольклора пониманию малыша. Подбирайте сказки и стихи, затрагивающие этот вопрос. Разбирайте их, объясняйте поступки героев, отмечайте хорошие и плохие действия. Попробуйте проанализировать поведение малыша в отношении к своим вещам. Как он с ними обращается, к чему это может привести, что необходимо исправить, чтобы избежать дурных последствий. Не устаем повторять – подавайте собственный пример. Это лучший урок для детей. Конечно же, мы не призываем вас держать детей в «черном теле» и лишать их радости новых вещей, но соблюдать меру в их приобретении не помешает. Да и потом, если сформировать пренебрежительное отношение к своему имуществу сразу, потом будет сложно что-то исправить. Не забывайте, что привычки, заложенные в раннем детстве, самые крепкие. Это все равно, что чистить зубы по утрам и вечерам и мыть руки после уборной.
Умение ценить то, что имеешь, и радоваться этому – не самые плохие попутчики на жизненном пути!
Марина Смирнова, руководитель ЧДС ЦРД «Мой Мир», ул. Широтная, 126, тел.: 642-686, 938-231, www.ds-moymir.ru