Медиакарта
11:28 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Почему я? Это он?»

«Почему я? Это он?»
14:45 | 18 августа 2011
Источник: Тюменский край

«Ябедничать плохо», – говорит мама своему малышу. Она права, это не самая хорошая черта характера. Но всегда ли ребенок – ябеда? Нет ли подмены понятия?

В разные возрастные периоды фразы вроде «Он сделал так, а я не так», где вместо слова «так» обозначается конкретное действие или поступок, стоит оценивать по-разному.

Не всегда можно упрекнуть ребенка в «доносе» на другого, если он что-то вам сообщает. С того момента, как малыш начинает учиться поведению в обществе, неизбежно начинается сопоставление своих действий с требованиями, предъявляемыми взрослыми, с поведением других деток. На основе всего увиденного и прочувствованного формируются основы того, что можно и чего нельзя делать. Усвоение правил всегда дается нелегко. Крохе сложно понять, почему необходимо делать так, как говорят, а не так, как хочется ему. Уму непостижимо! И вот, представьте такую ситуацию: вы активно учите своего двух-трехгодовалого отпрыска собирать игрушки, после того, как игра закончена. Со слезами, капризами, но – результат достигнут. Чистота и порядок поддерживаются им самостоятельно (в посильной для него мере, естественно). И вот к вам пришли гости с ребенком. Карапузы вместе играли, когда их позвали кушать. Ваше чадо старательно начинает выполнять свою обязанность по наведению порядка, как вдруг его напарник по игре, спотыкаясь о кубики и машинки, мчится за стол. Как поступить?! Недоумевающий малыш бежит к маме и сообщает: «Мама, Витя игрушки раскидал и не собрал!» Что он слышит в ответ? «Ябедничать плохо». Ребенок не понят, и оттого расстроен еще больше. Не спешите, похвалите малыша, но не за то, что он рассказал про другого, а за то, что он запомнил правила, и, более того, соблюдает их. Ведь в возрасте двух-трех лет именно это является целью подобного высказывания. Ребенок поступает, как его учили, и спешит поделиться с близкими ему людьми своими знаниями, чтобы за него порадовались!

Совсем иначе обстоят дела с ребенком старше 5 лет. В этот период отмечается иной уровень осознанности. Базовые правила поведения усвоены, причинно-следственные связи устанавливаются уже достаточно сложные, знакомы многие последствия проступков, и даже соотнесены со степенью провинности. Ребенок понимает, если рассказать маме или воспитателю, что, Лена разбила горшок с цветком, когда никто из взрослых этого не видел, то ее явно не похвалят. И таким образом можно отомстить за то что Лена не дала поиграть с куклой, когда так этого хотелось. Вот здесь уже будет не сообщение о знании правил, а чистой воды ябедничество. Даже если и без мести, что тоже не спасает ситуацию. Начиная со старшего дошкольного возраста уже смело можно говорить, о «специальном» сообщении о том, что видел, знает ребенок о поступках других детей.

Нащупать грань между нормальной реакцией и целенаправленным вредительством очень сложно. Она весьма тонка, и, наверняка, каждому из родителей хотелось бы понять, как себя вести, каких ошибок не стоит допускать в воспитании детей, чтобы не вырастить из них ябедников. Но это вопрос, который требует отдельного рассмотрения, и мы постараемся дать как можно больше полезной информации по этому воп­росу, но уже в следующих наших статьях.

Марина Смирнова, руководитель ЧДС ЦРД «Мой Мир», ул. Широтная, 126, тел.: 642-686, 938-231, www.ds-moymir.ru