В предыдущем номере мы затронули столь важный и значимый вопрос как детское ябедничество. Рассмотрели некоторые ситуации, и поняли, что не всегда дети преследуют корыстные цели, рассказывая о чем-либо. Но что же делать, чтобы возрастное определение рамок допустимого в поведении не превратилось в привычку «доносить» на ближнего своего?
Прежде всего, не забывайте, что говорить о целенаправленном ябедничестве можно чаще всего лишь после пяти лет. Обращайте внимание на поведение своего малыша не только в домашней обстановке, но и в иных ситуациях, особенно при его взаимодействии с детьми. Зачастую манера рассказать про проступок другого ребенка появляется из-за банальной неуверенности в себе. Постоянное сравнение себя с другими, с позиции «они – хорошие, я – плохой», толкает его на «выравнивание» ситуации путем ябедничества. Крохе кажется, что если он покажет взрослому человеку, будь то родители, воспитатель или кто-то иной, чье мнение важно малышу, что другие дети плохие, то его значимость вырастет, ведь он считает себя в этой ситуации незаменимым помощником, и ждет подтверждения своих мыслей. В подобном случае необходимо предпринять меры по повышению самооценки. Поскольку доказательство таким путем загонит малыша в еще большую ловушку. Пытаясь доказать, прежде всего, себе, что он значим для других, он становится изгоем, поскольку ябедничество наказуемо в любом коллективе, и особенно детском. Ребята не намерены терпеть, что их «сдают» и сделают все возможное, дабы отомстить ябеде. Получается, что ребенок ходит по замкнутому кругу, который он самостоятельно, без помощи взрослого, разорвать не в силах.
Начните с культивации в ребенке собственной значимости. Главным индикатором которой в дошкольном возрасте становится отношение родителей и их реакция на различные поступки. На самом деле найти причину имеющейся неуверенности в себе не так уж сложно. Вспомните и признайтесь себе, как часто, когда чадо еще совсем мало, мы говорим что-нибудь вроде: «Давай я сделаю, ты не умеешь (не сможешь, у тебя не получится)». И намерения-то были благие – из любви, заботы, чтобы вашему драгоценному отпрыску было легче и приятнее. Вы сделали за него один раз, второй, третий и вот кроха говорит: «Мама, сделай, я не могу». И мама делает. А потом, в момент формирования самооценки, все эти «не могу», «не получится» всплывают в виде неуверенности в собственных силах. Не бойтесь, пусть подрастающий человечек пробует делать что-то сам, не с первого, и, пусть, даже не с десятого раза, но у него все получится! И вы, как чуткий и понимающий родитель, должны формировать в нем уверенность в своих возможностях, своей значимости. Помимо этого, старайтесь не отмахиваться от крохи фразой «Мне сейчас не до тебя (некогда)» или «Ты невовремя» и т.п., он не должен ни на секунду усомниться в том, что важен. В таком случае у него не появится желания доказывать кому бы то ни было, что он все-таки хорош, у него внутри всегда будет гореть этот огонек уверенности в том, что он любим и необходим. Соответственно, ябедничество как способ самоутверждения пропадет, а точнее не возникнет.
Марина Смирнова, руководитель ЧДС ЦРД «Мой Мир», ул. Широтная, 126, тел.: 642-686, 938-231, www.ds-moymir.ru