Опрятный и чистый человек всегда вызывает гораздо больше симпатий, нежели неряха, на которого без отвращения не взглянуть. Как и все прочие навыки, чистоплотность зарождается в раннем детстве.
Очень важно учить ребенка соблюдать правила гигиены. Не стоит недооценивать подобные умения. Навыки самообслуживания являются интегративным показателем многих процессов и показателей развития в детском организме. Здесь задействованы и моторная сфера, и самоконтроль, и морально-нравственные понятия, и интеллектуальная сфера, в конце концов. С самого рождения, даже не осознавая этого, человек привыкает к определенному уровню комфорта. Насколько он ухожен, чист, накормлен и так далее. Все это физиологические естественные потребности. Новорожденный кричит тогда, когда он голоден, намочил пеленки и прочее. Это говорит о том, что навыки гигиены заложены самой природой. Поэтому поддерживайте их. Приблизительно с года, когда у малыша появляется определенная свобода действий, в силу развития моторных навыков, у него наблюдаются и первые попытки самостоятельности: отнести игрушку, надеть носок и другие. Это – самое начало сложного пути. Не спугните его, поддерживайте в этих начинаниях. Объясняйте ему, показывайте на своем примере, что чистоплотность жизненно необходима. Пусть вам кажется, что он еще совсем мал, но такие навыки, как мытье рук до и после еды и туалета, умывание по утрам и вечерам, чистка зубов, смена нижнего белья – не пустые слова, и их требуется доводить до автоматизма. Это та база, без которой сложно говорить о здоровье, поскольку несоблюдение этих требований может приводить к неприятным последствиям в виде различных заболеваний. Соблюдение простых правил гигиены существенно облегчит жизнь вашего малыша.
Особое место занимает поддержание опрятного внешнего вида. В большинстве случаев потребность ходить в чистой наглаженной одежде, сообразной ситуации – сформированное умение и привычка. Если с самого рождения ребенок не видел другого – для него это становится естественным и неотъемлемым. Обращайте внимание подрастающего человечка на эмоции, возникающие у него при общении с людьми аккуратными и нет. Закладывайте базовые навыки: заправлять майку, переодевать одежду, если, вдруг, она замаралась, причесываться и т.д.
Для подобной работы замечательно подойдут различные стихотворения, рассказы, картинки, мультики, в которых те, кто не следит за собой, оказываются в нелепых ситуациях. Можно поэкспериментировать и поиграть с куклами (обычными, или бумажными) – одевайте их, умывайте, отмывайте от краски или грязи, причесывайте. Покажите детям игры, в которых используются ритуалы гигиены (это могут быть «дочки-матери», «Детский сад» и т.п.). Тема игры в данном случае не так важна, главное – закрепление правил чистоты. Можно поиграть в викторину, мячом, построение башни на тему «Кто знает больше правил чистоты?».
Привлекайте всех членов семьи, гостей (слова постороннего человека воспринимаются зачастую более серьезно, чем родительские). Естественно, личный пример родителей – еще один из основополагающих факторов, как впрочем, и в любом другом вопросе.
Словом, в борьбе за чистоту и гигиену, практически как на войне, все средства хороши!
Марина Смирнова, руководитель ЧДС ЦРД «Мой Мир», ул. Широтная, 126, тел.: 642-686, 938-231, www.ds-moymir.ru