Медиакарта
21:57 | 27 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Целевая деятельность малыша

Целевая деятельность малыша
16:11 | 15 сентября 2011
Источник: Тюменский край

Все успевать, никуда не опаздывать, делать все вовремя – как это? Талант, или хорошо сформированная привычка. Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему у одних все складывается, дела делаются, они все успевают, а у других – «хвост» за «хвостом», с чередой вытекающих проблем? В чем секрет?

Зачастую, ответ лежит на поверхности: огромную роль играет самоорганизованность. Насколько человек способен спланировать свой день таким образом, чтобы все необходимое уложилось без лишних проб­лем. У некоторых людей к этому, действительно, есть талант, но в большинстве случаев – это умение, выработанное в ходе долгих лет обучения и тренировок. Чем чаще в этом упражняться, тем лучше будут результаты. Начинается же все с самого простого – соблюдение режима дня в дошкольном возрасте. Зачастую этот фактор недооценивается многими родителями. Создается впечатление, что это не столь значимо. Какая, казалось бы, глупость – лечь спать в час дня или в три, обедать в двенадцать или в два. Ну как это повлияет?! Если малыш систематично совершает все действия, то время, конечно же, не имеет значения – это индивидуальная характеристика. Но вот если изо дня в день происходит изменение последовательности действий или их расположения по часам – это уже серьезно. Поскольку детская психика еще не окрепла, и кроха не в состоянии справиться со столь сложной задачей, как организация своей дея­тельности, – это функция родителей. Если в два-три-четыре года малыш не усвоит, что каждому делу свое время, то с возрастом жизненная организация будет напоминать хаос. Выросший ребенок будет находиться в состоянии постоянного цейтнота и острой нехватки времени. Поэтому не пренебрегайте приучением своего дошкольника к соблюдению распорядка дня, чтобы не лишать его упорядоченности.

Другим важным фактором самоорганизации является постановка цели и мотивация. Чтобы к чему-то прийти, необходимо, прежде всего, знать и понимать – к чему же ты идешь, а также осознавать, почему ты это делаешь. Деятельность, лишенная цели, сама по себе уже бессмысленна. Учите ваше чадо действовать не просто так, чтобы просто делать, а совершать все осоз­нанно, преследуя какую-либо идею. Постановка цели начинает формироваться вместе с первыми осознанными желаниями ребенка. Получить то, в чем возникла потребность – вот главная цель. С изменением уровня сознания содержание желаемого также видоизменяется, приобретая более «серьезный» оттенок. И в этот момент начинается «борьба» между одним и другим «хочу»: что-то «побеждает», получая реализацию сперва, а что-то остается на втором месте. Это момент формирования приоритетности действий. Взвешиваются всех «за» и «против», и принимается решение о том, что же важнее на данный момент. Это важный этап в формировании психики малыша – он учится делать выбор и говорит своему желанию «нет», а значит, впоследствии это сыграет неоценимую роль в правильной и четкой организации жизни – от наличия и правильной расстановки приоритетности действий во многом зависит эффективность деятельности.

В следующей статье мы постараемся более подробно и широко осветить вопрос формирования рассмотренных сегодня навыков в повседневной жизни, без перегрузки психики малыша.

Марина Смирнова, руководитель ЧДС ЦРД «Мой Мир», ул. Широтная, 126, тел.: 642-686, 938-231, www.ds-moymir.ru