Наш земляк, Дмитрий Менделеев, говорил: «Нам особенно нужны хорошо образованные люди, близко знающие русскую природу, всю нашу действительность, для того, чтобы мы могли сделать самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны». Депутат регионального парламента Александр Крупин, координатор партийного проекта «Историческая память», региональный координатор Государственно-патриотического клуба Партии «Единая Россия» рассказал с «Тюменским краем» о том, как проводится историко-патриотическое воспитание и что такое «историческая память».
– Александр Васильевич, как известно, 22 июня – важный день для нашей страны, значимая историческая дата. Знает ли современное поколение о ней? Или с уходом ветеранов теряется память о 22 июня?
– Если 9 мая – это День Победы, день радости, то 22 июня – день, безусловно, трагичный для страны, день памяти и скорби. К сожалению, мы не так давно стали его отмечать, проводить мероприятия.
Время стало течь очень быстро, в суете порой мы не задумываемся о том, для чего мы живем. Поэтому можно сказать, что не только молодежь забывает об этом дне, но и люди взрослые. Пожилые, конечно, помнят.
– Как координатор партийного проекта «Историческая память» расскажите, пожалуйста, что вы вкладываете в это понятие?
– Понятие «исторической памяти» очень широкое. Это и история государства, и история семьи, рода, и осознание своей идентичности. Сохранение русского языка, который сейчас зачастую коверкают, особенно в интернете, – также очень важно.
Отмечу, что партийный проект «Историческая память» и Государственно-патриотический клуб Партии «Единая Россия» – очень созвучны. Патриотизм не может быть вне контекста исторической памяти. К исторической памяти я отнес бы и топонимику – наименование улиц, площадей. Здесь у нас присутствует «марксистский» подход, наши улицы носят, порой, имена тех людей, которые никак не относятся к нашей истории. Хотелось бы, чтобы улицам, которые были построены до 1917 года, возвратили их прежние имена.
– Насколько значимо историко-патриотическое воспитание в молодежной среде? И где оно, в первую очередь, должно проводиться: в школе или дома?
– На заседании Государственно-патриотического клуба мы затрагивали этот вопрос, он очень значимый. Как известно, в России молодежи (в возрасте 14-30 лет) порядка 37 миллионов, половина из них, еще учась, получает необходимые сведения на уроках истории, общественных наук, литературы, русского языка. Эти предметы, конечно, преподаются и в контексте историко-патриотического воспитания. Кроме учебы, есть и общественная патриотическая деятельность: музеи, встречи с ветеранами и не только. Таким образом, половина учащихся получает необходимое образование в рамках учебных заведений, а половина – периодически участвуют в мероприятиях на 9 мая, в частности. Очень многие занимаются патриотической работой: и Совет ветеранов, и «Боевое братство», и ДОСААФ и многие-многие другие. Тема патриотического и исторического воспитания – постоянная для нас.
– В 2011 году агентство по культурно-социальным исследованиям общества проводило опрос при поддержке общественного движения «Суть времени». В ходе исследования было выяснено, что патриотов в нашей стране – 75-80%, а тех, кто не любит Россию – 5-10% . Как вы оцениваете эти данные? Насколько они реальны?
– Цифры близки к реальности, я думаю. Единственное, среди молодежи цифры чуть иные. Мы видим это и по тому, как идет набор в армию. Хотя в классах допризывной подготовки встречаются и девушки, что, конечно, очень приятно.
Нелюбовь к Родине может быть навеяна еще и «западными» настроениями, культивируемыми еще со времен Петра I. Но, это заблуждение о том, что «там все хорошо, а у нас плохо».
У нас государство с огромной историей, со сложившимися историко-культурными традициями, о которых нужно обязательно помнить. Еще раз подчеркну, что без любви к Родине, без готовности брать на себя ответственность за судьбу страны любые преобразования обречены на провал.